Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
Специальный стандарт распространения данных МВФ

Дата последнего обновления: 29/01/2024

Краткая методология
Платежный баланс 

 

Контактное лицо
  Аскат Мокоев 
Экономист
Отдел платежного баланса и внешнего долга
Управление финансовой статистики и обзора
Национальный банк Кыргызской Республики
720040, Кыргызская Республика
г. Бишкек, пр. Чуй 168
  Телефон : 996 312 61 09 21
  Факс :  
  Электронная почта : amokoev@nbkr.kg

 
I. Аналитическая структура, концепции, определения и классификации 
  • Аналитическая структура: Стандартные компоненты платежного баланса классифицируются по пяти основным категориям: счет текущих операций, счет операций с капиталом, счет финансовых операций, другие чистые операции (оставшаяся статья ошибок и пропусков, представляющая неучтенные операции) и резервные активы. Счет текущих операций отражает операции с товарами (экспорт и импорт товаров), услугами (транспорт, поездки, страховые, услуги связи, строительные, прочие деловые услуги), доходы (доходы от прямых, портфельных и других инвестиций, оплата труда) и текущие трансферты (государственного и частного сектора).

Счет операций с капиталом подразделяется на общие государственные трансферты и трансферты мигрантов. Счет финансовых операций подразделяется на прямые, портфельные инвестиции, финансовые деривативы и другие инвестиции. Другие инвестиции подразделяются на торговые кредиты, внешние операции коммерческих банков, кредиты государственного, частного секторов и органов денежно-кредитного регулирования. Операции Национального банка Кыргызской Республики (НБКР) с иностранной валютой отражаются в резервных активах в разрезе монетарного золота, СПЗ и иностранной валюты.

  • Определения: Платежный баланс - это статистический отчет, представляющий все внешнеэкономические операции Кыргызской Республики с остальным миром (между резидентами и нерезидентами) за квартал.  

  • Система классификаций: Данные по платежному балансу составляются и распространяются ежеквартально в течение 3-4 месяцев после окончания отчетного квартала в соответствии с классификациями и определениями 5-го издания Руководства по платежному балансу (РПБ5), разработанным МВФ.

II. Охват данных
  • Охват единиц: Данные охватывают в целом все резидентные единицы Кыргызской Республики.

    Охват операций: Данные платежного баланса охватывают все операции резидентов Кыргызстана с остальным миром.

    Географическая территория: Данные платежного баланса охватывают всю территорию Кыргызстана, включая операции субъектов свободных экономических зон.

    Неучитываемая деятельность: Поправки  на контрабандную деятельность не производятся.
III. Методы ведения учета
  • Перевод в расчетные единицы: Данные составляются в млн. долларов США. Операции, отражаемые в национальной и других валютах, пересчитываются в доллары США по среднему обменному курсу на день осуществления операций, подсчитанному на основе официальных котировок обменного курса. В случае если дата операции платежного баланса известна, пересчет в доллары США производится по официальному обменному курсу НБКР на день проведения операции. Для пересчета данных по запасам на конец периода используются соответствующие обменные курсы.

  • Стоимостная оценка: Стоимость экспорта и импорта товаров учитывается в ценах ФОБ. Другие операции оцениваются в рыночных ценах

  • Время отражения в учете: В основном, данные платежного баланса отражаются по методу начислений.

IV. Характеристика основных источников данных
  • Товары: Данные по импорту и экспорту товаров представляются Национальным статистическим комитетом (НСК). Эти данные составляются  на основе таможенных деклараций. НСК также составляет данные по товарам, приобретаемым в портах транспортными организациями

  • Услуги: Транспортировка. Оценка экспорта составляется по двум основным источникам: (1) данные, собираемые НСК от транспортных организаций и других агентств, с подразделением на отдельные виды транспортировки; (2) данные, собираемые по системе учета назначения платежей (СУНП).

Оценка статьи “Поездки” составляется на основе информации таможенных деклараций, обследований туристических компаний (о количестве въехавших/выехавших людей) и норм командировочных выплат по странам, основанных на постановлении Правительства Кыргызской Республики. Данные по расходам представляются с разделением их на частные и официальные поездки.  

Данные по строительным услугам собираются НСК от строительных организаций и Национальным банком от коммерческих банков через систему пооперационного учета (СУНП). 

В прочих услугах отражаются данные по государственным услугам, включающим расходы посольств, дипломатических миссий и военные баз, представляемые Министерством иностранных дел и данные, собираемые через СУНП, финансовым услугам (данные собираются через СУНП),  услуги связи (данные собираются от Министерства транспорта и коммуникаций) и другие деловые услуги (данные собираются по СУНП и НСК). 

  • Оплата труда: Данные собираются от крупных предприятий, привлекающих иностранных рабочих, и на основе обследований промышленных предприятий НСК.

  • Данные по доходам от прямых инвестиций поступают из НСК которые корректируются на данные по прямым инвестициям в банковский сектор из ежеквартальных отчетов коммерческих банков. Данные по доходам от портфельных инвестиций собираются как из внутренних источников НБКР, так и от коммерческих банков. Данные по доходам от прочих инвестиций собираются из 1) внутренних источников НБКР (проценты по международным резервам), 2) Министерства финансов (проценты по государственным кредитам), 3) НСК данные по предприятиям  (проценты по негосударственным кредитам) и 4) из коммерческих банков (доходы от иностранных активов и обязательств).

  • Текущие трансферты: Данные по трансфертам подразделяются на текущие, отражаемые в текущем счете, и капитальные трансферты, отражаемые в капитальном счете. Данные по гуманитарной помощи получаются из НСК. При оценке технической помощи используются данные МВФ. Данные по отчислениям в фонды международных организаций собираются из Минфина. Данные по частным текущим трансфертам представляются Министерством транспорта и коммуникаций и коммерческими банками.

  • Капитальные трансферты: Данные по официальным капитальным трансфертам составляются НБКР посредством выделения из общего объема грантов капитальных товаров и товаров для потребления. Для оценки трансфертов мигрантов используются два основных источника: 1) Министерство внутренних дел представляет данные по количеству мигрантов, и 2) обследования домохозяйств, которые дают данные по стоимости активов домохозяйств. 

  • Финансовый счет:
    • Прямые инвестиции. Данные собираются НСК от совместных и иностранных предприятий, НБКР собирает  данные по банковскому сектору

    • Портфельные инвестиции. Данные по портфельным инвестициям собираются из внутренних источников, коммерческих банков, НСК  и от Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики . 

    • Финансовые деривативыДанные по производным финансовым инструментам собираются от коммерческих банков.

    • Другие инвестиции. Данные по иностранным активам/обязательствам коммерческих банков получаются НБКР от коммерческих банков. Данные по зарубежным кредитам, получаемым Правительством, либо под его гарантию, а также данные по обслуживанию долга, получаются из Минфина. Информация по кредитам, обслуживаемым НБКР, получается из внутренних источников НБКР. Данные по негосударственным кредитам предоставляет НСК.  Данные по кредиторской и дебиторской задолженности предприятий-резидентов (торговым кредитам) поступают от НСК. Данные по счетам предприятий за рубежом Национальный банк собирает от предприятий. Данные по прочим активам (главным образом, это взносы Кыргызстана в фонды международных финансовых институтов) представляет Национальный банк.

  • Резервные активы: Данные по резервным активам и кредитам МВФ, а также другим активам и обязательствам НБКР получаются из внутренних источников НБКР

V. Методы формирования данных
  • Торговый баланс: Данные, получаемые от НСК, включают экспорт в ценах ФОБ и импорт в ценах СИФ. Данные  по импорту, посчитанные  Национальным статистическим комитетом в ценах СИФ, переводятся в цены ФОБ, методом вычитания оценки доли транспортных расходов и расходов по страхованию. Эта оценка производилась на основе результатов обследований основных импортеров (около 200 предприятий), которые проводились в 1996-1998 годах. Следующее обследования основных импортеров (246 хозяйствующих субъектов), было проведено в 2002 году, по результатам внешнеэкономической деятельности за 9 месяцев 2001 года. Новое обследование было проведено в 2007 году,  где было охвачено 386  предприятий. НСК так же ежегодно осуществляет дорасчет по экспорту сельскохозяйственной продукции.

     

  • Услуги:  Статья “поездки” определяется оценочным путем на основании числа въехавших/выехавших людей по целям поездок с выделением частных и официальных поездок, с оценкой их приблизительных расходов.

  • Трансферты: Трансферты мигрантов определяются оценочно путем умножения количества мигрантов (данные представляются Министерством внутренних дел) на оценку средней стоимости активов, вывозимых мигрантами. 

  • Прямые инвестиции: Данные НСК по прямым инвестициям, получаемые на основе обследования предприятий, сводятся с данными  по прямым инвестициям в банковский сектор, получаемые из ежеквартальных отчетов коммерческих банков.

VI. Другие аспекты
  • Данные платежного баланса не имеют сезонных корректировок. 

  • Осуществляется строгий контроль качества данных, представляемых коммерческими банками. Эти данные должны соответствовать требованиям платежного баланса.

  • С 2008 года НСК включает данные по “челночной” торговле в совокупную статистику по внешнеторговой деятельности, в разрезе стран и товаров.

 

>> начало