Закон Кыргызской Республики об официальной статистике

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 8 июля 2019 года № 82

Об официальной статистике

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует организацию и функционирование национальной статистической системы, устанавливает правовую основу для разработки, производства и распространения официальной статистики.

2. Официальная статистика в рамках настоящего Закона:

1) включает в себя статистические данные, характеризующие на репрезентативной основе экономические, демографические, социальные и экологические массовые явления в Кыргызской Республике;

2) разрабатывается, производится и распространяется в соответствии с положениями настоящего Закона, основополагающими принципами ООН в области официальной статистики и учитывает международно согласованные статистические стандарты и рекомендации;

3) именуется официальной статистикой в статистических программах.

3. Положения настоящего Закона применяются ко всем данным, имеющимся в распоряжении производителей официальной статистики, используемым для разработки, производства и распространения официальной статистической информации.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об официальной статистике

Законодательство Кыргызской Республики об официальной статистике основано на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области официальной статистики, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Субъекты правоотношений в области официальной статистики

Субъектами правоотношений в области официальной статистики являются:

1) Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (далее - Национальный статистический комитет);

2) другие производители официальной статистики;

3) респонденты;

4) пользователи официальной статистики;

5) поставщики административных данных;

6) Совет по статистике Кыргызской Республики (далее - Совет по статистике).

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) административные данные - информация, собираемая государственными органами и органами местного самоуправления с целью выполнения ими задач и функций, отнесенных к их компетенции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением настоящего Закона;

2) выпуск - деятельность по распространению информации, в соответствии с которой официальная статистика, включая пересмотренную статистику, становится впервые общеизвестной;

3) идентификатор - последовательность символов, позволяющих однозначно идентифицировать статистическую единицу по ее имени/названию, точному географическому местоположению или идентификационному номеру. Идентификатор позволяет осуществить прямую идентификацию, что означает идентифицирование/выделение индивидуальной статистической единицы по одному признаку или по комбинации идентификаторов/признаков. Идентификация, осуществляемая любыми другими способами, относится к косвенной идентификации;

4) индивидуальные данные - детализированные данные о статистических единицах, применяемые при разработке, производстве и распространении официальной статистики;

5) метаданные - данные и другая документация, которые описывают статистические данные и статистические процессы в стандартизованном виде путем предоставления информации об источниках данных, методах, определениях, классификациях и качестве данных;

6) пользователи официальной статистики - широкая общественность, средства массовой информации, предприятия и организации независимо от формы собственности, государственные органы и органы местного самоуправления, исследователи и учащиеся, международные организации и организации других стран, получающие или имеющие доступ к официальной статистике;

7) поставщики административных данных - государственные органы и органы местного самоуправления, предоставляющие производителям официальной статистики данные, собранные в административных целях;

8) производство - все виды деятельности, связанные со сбором, обработкой, анализом и хранением данных в целях составления официальной статистики;

9) разработка - деятельность по созданию, усилению и совершенствованию статистических методов, концепций, стандартов и процедур, используемых для производства и распространения официальной статистики;

10) распространение - деятельность, позволяющая пользователям получать официальную статистику, статистический анализ, статистические услуги и метаданные;

11) респонденты - физические, юридические лица или домохозяйства, представляющие информацию о себе и своей деятельности в рамках сбора данных производителями официальной статистики;

12) статистическая единица - базовая единица обследования, к которой относятся физические, юридические лица или домохозяйства;

13) статистическое обследование - первичный сбор индивидуальных данных у респондентов определенной группы, который осуществляется производителем официальной статистики исключительно в статистических целях путем систематического применения статистической методологии.

Статья 5. Основополагающие принципы официальной статистики

Все производители официальной статистики осуществляют разработку, производство и распространение официальной статистики в соответствии со следующими основополагающими принципами официальной статистики:

1) профессиональная независимость, подразумевающая, что производители официальной статистики принимают независимо и без какого-либо воздействия и вмешательства со стороны политических или иных внешних источников свои решения по разработке, производству и распространению статистики, в том числе по выбору используемых источников данных, концепций, определений, методов и классификаций, а также определению сроков и содержания всех форм распространения. Производители официальной статистики могут, в пределах своей компетенции, публично комментировать статистические вопросы и любые факты некорректного использования официальной статистики;

2) беспристрастность и объективность, подразумевающие, что официальная статистика разрабатывается, производится и распространяется нейтральным, надежным и беспристрастным образом в соответствии с профессиональными стандартами и не зависит от политических заявлений или соображений. Всем пользователям предоставляется равный и одновременный доступ к официальной статистике;

3) точность и надежность, подразумевающие, что официальная статистика отражает максимально правдивую, точную и соответствующую действительности информацию, а также опирается на научные критерии, применяемые к выбору источников, методов и процедур ее производства и распространения;

4) согласованность и сопоставимость, подразумевающие, что официальная статистика носит согласованный и сопоставимый характер на международном уровне, в динамике по времени и в разрезе по регионам и странам;

5) ясность и прозрачность, подразумевающие, что официальная статистика представляется ясным и понятным образом. Применяемые методы и процедуры в прозрачной форме доводятся до сведения пользователей, что обеспечивает правильную интерпретацию данных;

6) статистическая конфиденциальность и исключительное использование в статистических целях, подразумевающие строгую конфиденциальность индивидуальных данных, собранных или полученных производителями официальной статистики и относящихся к физическим или юридическим лицам, а также использование таких данных исключительно в статистических целях;

7) релевантность, подразумевающая степень соответствия официальной статистики текущим и будущим потребностям пользователей, а также соблюдения права граждан на получение общедоступной информации.

Глава 2. Организация национальной статистической системы

Статья 6. Национальная статистическая система

Национальная статистическая система Кыргызской Республики (далее - национальная статистическая система) состоит из следующих производителей официальной статистики:

1) Национальный статистический комитет;

2) другие производители официальной статистики, состоящие из структурных подразделений:

а) Национального банка Кыргызской Республики, который разрабатывает, производит и распространяет официальную статистику в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности";

б) государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся исключительно или в основном разработкой, производством и распространением официальной статистики.

Статья 7. Национальный статистический комитет

1. Национальный статистический комитет является государственным органом в области официальной статистики со статусом "национальный", ведущим производителем официальной статистики, обеспечивающим координацию деятельности по разработке, производству и распространению официальной статистики в национальной статистической системе.

2. Национальный статистический комитет является профессионально независимым органом, на который не могут возлагаться обязанности, противоречащие положениям и принципам статьи 5 настоящего Закона, и который подотчетен Президенту Кыргызской Республики.

3. Национальный статистический комитет имеет свои территориальные и подведомственные подразделения. Национальный статистический комитет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики может создавать учреждения, предприятия и организации для предоставления информационно-коммуникационных услуг.

4. Национальный статистический комитет действует на основании Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов и Положения о Национальном статистическом комитете Кыргызской Республики, утверждаемого Президентом Кыргызской Республики.

Статья 8. Председатель Национального статистического комитета

1. Национальный статистический комитет возглавляет председатель, назначаемый Президентом Кыргызской Республики сроком на 7 лет.

2. Председатель содействует развитию профессиональной независимости национальной статистической системы и руководит стратегической разработкой и взаимодействием с заинтересованными сторонами в области официальной статистики. Председатель представляет национальную статистическую систему на международном уровне.

3. Председатель может издавать стандарты, классификаторы и руководящие принципы в целях применения во всей национальной статистической системе по согласованию с другими производителями официальной статистики для разработки, производства и распространения официальной статистики, а также содействовать использованию стандартов, классификаций и терминологии поставщиками административных данных.

Статья 9. Другие производители официальной статистики

1. Другие производители официальной статистики осуществляют разработку, производство и распространение официальной статистики в соответствии со статистическими программами.

2. На других производителей официальной статистики не могут возлагаться обязанности, противоречащие основополагающим принципам официальной статистики.

3. Перечень других производителей официальной статистики разрабатывается председателем Национального статистического комитета, по согласованию с другими производителями официальной статистики, направляется в Совет по статистике для дачи рекомендаций и вносится на утверждение Правительства Кыргызской Республики с соблюдением следующих критериев:

1) другие производители официальной статистики выражают свою способность и готовность соблюдать положения настоящего Закона и основополагающие принципы официальной статистики;

2) дублирование планируемых результатов и мероприятий между другими производителями статистики не допускается;

3) планируемые результаты и мероприятия других производителей статистики исключают дополнительную нагрузку на респондентов.

Перечень структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, ответственных за производство и распространение официальной статистики, согласно Закону Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", представляется в Совет по статистике и направляется в Правительство Кыргызской Республики только в информативной форме.

Глава 3. Совет по статистике и другие консультативные органы

Статья 10. Совет по статистике

1. Совет по статистике является консультативным совещательным органом, осуществляющим функции по выработке рекомендаций стратегического характера производителям официальной статистики.

2. Положение о Совете по статистике утверждается Президентом Кыргызской Республики.

3. Состав Совета по статистике утверждается Президентом Кыргызской Республики по представлению председателя Национального статистического комитета. В состав Совета по статистике входят представители различных категорий пользователей. Представители государственного сектора не должны составлять большинство Совета по статистике.

4. В задачи Совета по статистике входят:

1) внесение в Национальный статистический комитет предложений по стратегическому развитию официальной статистики, а также включению в статистические программы первоочередных информационных потребностей общества;

2) оценка выполнения статистических программ и осуществление мониторинга выполнения деятельности по стратегическому развитию;

3) оценка соблюдения принципов официальной статистики;

4) принятие регламента работы Совета по статистике.

5. Совет по статистике ежегодно представляет публичный отчет о своей деятельности.

6. Совет по статистике может инициировать проведение независимых внешних оценок качества статистических данных и соответствия их принципам официальной статистики в рамках национальной статистической системы в отношении определенных отраслей статистики, направлений деятельности или структурных подразделений.

Статья 11. Другие консультативные органы

1. В целях стратегического и методологического развития официальной статистики Советом по статистике могут быть учреждены другие консультативные органы.

2. Председатель Национального статистического комитета может учреждать другие консультативные органы с членами, относящимися или не относящимися к национальной статистической системе, в поддержку стратегической и координирующей деятельности в официальной статистике.

Глава 4. Координация национальной статистической системы и статистические программы

Статья 12. Координация национальной статистической системы

Производители официальной статистики должны использовать единообразные, согласованные на международном уровне, понятия, определения, классификаторы и методы. Национальный статистический комитет осуществляет координацию практики их применения в рамках национальной статистической системы.

Статья 13. Статистические программы

1. В целях обеспечения государства и общества статистической информацией Национальный статистический комитет в сотрудничестве с другими производителями официальной статистики, поставщиками административных данных, пользователями официальной статистики и респондентами разрабатывает статистические программы.

2. Статистические программы направляются Национальным статистическим комитетом в Совет по статистике для дачи рекомендаций, утверждаются Правительством Кыргызской Республики и выполняются за счет средств государственного бюджета и других источников финансирования.

3. Пункты статистических программ, относящиеся к Национальному банку Кыргызской Республики, представляются в Совет по статистике и Правительство Кыргызской Республики только в информативной форме.

4. Статистические программы, включая среднесрочную и ежегодную, создаются в качестве ключевых инструментов для эффективного стратегического и операционного управления и координации деятельности в национальной статистической системе.

Статистические мероприятия, не включенные в ежегодную статистическую программу, выполняются при наличии источников дополнительного финансирования.

Статья 14. Среднесрочная статистическая программа

1. Среднесрочная статистическая программа разрабатывается для национальной статистической системы и определяет направления стратегического развития официальной статистики Кыргызской Республики в целях удовлетворения существующих и возникающих потребностей пользователей.

2. Среднесрочная статистическая программа определяет концепцию и приоритетные направления развития национальной статистической системы на последующие 5 лет, а также ожидаемые результаты и меры по развитию с указанием необходимых ресурсов.

Статья 15. Ежегодная статистическая программа

1. Ежегодная статистическая программа координирует статистическую деятельность, осуществляемую Национальным статистическим комитетом и другими производителями статистики.

2. Ежегодная статистическая программа предусматривает правовую основу для:

1) выпускаемой официальной статистики;

2) всех статистических обследований, проводимых производителями официальной статистики;

3) всех случаев передачи административных данных и иных источников данных производителям официальной статистики;

4) основных разработок в области официальной статистики;

5) действующих статистических регистров.

Глава 5. Сбор данных

Статья 16. Полномочия по сбору данных

1. Производители официальной статистики имеют право выбирать источники данных, исходя из профессиональных соображений, и осуществлять сбор необходимых данных для производства официальной статистики непосредственно от респондентов, если достаточный объем данных в национальной статистической системе отсутствует и не может быть получен из существующих источников данных, которые находятся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, не входящих в национальную статистическую систему.

Проведение статистических обследований, включающих данные о расовой принадлежности, вероисповедании, политических взглядах и нарушающих тайну частной жизни граждан, допускаются исключительно с их согласия.

2. Сбор данных осуществляется с учетом:

1) соблюдения критериев качества официальной статистики;

2) расходов по сбору и обработке информации;

3) нагрузки на респондентов.

3. Независимо от методов сбора и источников данные, собранные производителями официальной статистики, обрабатываются, хранятся и распространяются в полном соответствии с положениями настоящего Закона.

4. В целях исключения дублирования сбора данных и улучшения качества официальной статистики производители официальной статистики могут обмениваться данными и метаданными в национальной статистической системе в соответствии со статьями 21-27 настоящего Закона.

Статья 17. Респонденты

1. Производители официальной статистики обязаны информировать респондентов о цели и правовой основе статистических обследований, а также мерах по обеспечению конфиденциальности данных.

2. Участие в статистических обследованиях носит для респондентов обязательный характер, за исключением тех случаев, когда в ежегодной статистической программе оно объявляется добровольным для определенной группы респондентов, а также в отношении всех или отдельных вопросов.

3. Информация, сообщаемая в рамках статистического обследования, является достоверной и представляется в установленные сроки в формате, утверждаемом Национальным статистическим комитетом и другими производителями официальной статистики на бесплатной основе.

4. Производители официальной статистики имеют право проводить последующую работу с респондентами, если ответ не будет получен в установленные сроки, или в том случае, если были обнаружены противоречия или пробелы в данных.

Статья 18. Доступ к административным данным

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны бесплатно предоставлять производителям официальной статистики:

1) данные, имеющиеся в их распоряжении, на уровне детализации, необходимом для производства официальной статистики, включая, при необходимости, получение индивидуальных данных с идентификаторами;

2) метаданные, позволяющие оценивать качество данных.

2. Если поставщики административных данных планируют организовать новый сбор данных или провести пересмотр процедур сбора или обработки данных таким образом, что это может сказаться на качестве и объеме данных, предоставляемых в целях производства официальной статистики, они предварительно должны провести консультации с Национальным статистическим комитетом и, при необходимости, с другими производителями официальной статистики.

3. Полученные данные используются производителями официальной статистики исключительно в статистических целях.

Статья 19. Перепись

1. Перепись означает мероприятие, обеспечивающее на основе проведения сплошного учета сбор и получение данных, содержащих некоторые характеристики о численности и структуре населения, жилищном фонде, зданиях, сооружениях и экономических единицах.

2. Настоящий Закон полностью распространяется на все действия, связанные с переписью. Данные переписи могут быть получены на основе статистических обследований или административных данных, иных источников или при сочетании вышеобозначенных вариантов. Участие в переписи является обязательным для всех респондентов.

3. Законодательство Кыргызской Республики в области переписи основывается на принципах официальной статистики, изложенных в статье 5 настоящего Закона.

Статья 20. Статистические регистры

1. Статистические регистры - это перечни статистических единиц и их характеристик, включая идентификаторы, необходимые для производства официальной статистики.

2. Национальный статистический комитет может создавать и вести статистические регистры для использования их исключительно в статистических целях.

Глава 6. Статистическая конфиденциальность

Статья 21. Данные, к которым применяется принцип статистической конфиденциальности

1. Индивидуальные данные, на которые распространяется принцип статистической конфиденциальности, представляют собой данные, позволяющие прямо или косвенно идентифицировать физические, юридические лица или домохозяйства.

2. Принцип статистической конфиденциальности распространяется на следующие данные:

1) агрегированные показатели, состоящие из одной-трех единиц, где единица представляет собой физическое, юридическое лицо или домохозяйство, если одна из этих единиц может быть косвенно идентифицирована. В исключительных случаях агрегированные показатели, состоящие из более трех единиц, могут быть объявлены председателем Национального статистического комитета конфиденциальными, если одна из этих единиц может быть косвенно идентифицирована;

2) информацию, объявленную государственным секретом или банковской тайной в соответствии с законодательством в области защиты государственных секретов или банковской деятельности Кыргызской Республики.

3. Статистика, касающаяся государственных органов и органов местного самоуправления, не подлежит защите принципом статистической конфиденциальности только в том случае, если она не относится к государственным секретам или банковской тайне.

Статья 22. Исключительное использование в статистических целях

1. Данные, предназначенные для разработки, производства и распространения официальной статистики, статистического анализа и статистических услуг, включая все виды деятельности, регулируемые настоящим Законом, должны использоваться исключительно в статистических целях.

2. Индивидуальные данные, имеющиеся в распоряжении производителей официальной статистики, не предоставляются и не могут быть использованы государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями в целях расследования, надзора, судебного разбирательства, принятия административных решений или в других аналогичных целях, относящихся к физическим, юридическим лицам или домохозяйствам.

Статья 23. Безопасная обработка и хранение данных

1. Каждый производитель официальной статистики обязан:

1) обеспечивать защиту индивидуальных данных;

2) обеспечивать защиту конфиденциальных агрегированных показателей и статистических данных до их выпуска;

3) принимать регулирующие, административные, технические и организационные меры по предупреждению доступа к данным со стороны неуполномоченных лиц.

2. Производители официальной статистики могут обрабатывать и хранить индивидуальные данные с идентификаторами в течение периода, необходимого для достижения статистических целей.

Идентификаторы, используемые в бумажных и электронных формах сбора данных и содержащиеся в административных данных, которые были переданы производителям официальной статистики, уничтожаются с момента отсутствия необходимости использования их в статистических целях по согласованию с поставщиками административных данных.

Статья 24. Доступ к индивидуальным данным национальной статистической системы

1. Производители официальной статистики не должны предоставлять индивидуальные данные пользователям, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи и статье 25 настоящего Закона.

2. Производители официальной статистики могут производить и выпускать общедоступные наборы индивидуальных данных в том случае, если данные обработаны способом, который не позволяет идентифицировать физические, юридические лица или домохозяйства ни прямо, ни косвенно.

3. Национальный статистический комитет имеет право получать от других производителей официальной статистики индивидуальные данные, включая идентификаторы. Условия передачи данных оформляются документально в виде подписанного соглашения.

4. Другие производители официальной статистики в рамках своей компетенции, определенной ежегодной статистической программой, могут получать следующие индивидуальные данные от Национального статистического комитета исключительно для производства и распространения официальной статистики:

1) индивидуальные данные без идентификаторов, позволяющих идентифицировать физические или юридические лица;

2) статистические единицы с идентификаторами из статистических регистров, указанных в ежегодной статистической программе.

5. В виде исключения председатель Национального статистического комитета может предоставить доступ другим производителям официальной статистики к индивидуальным данным с идентификаторами для производства и распространения официальной статистики, подпадающей под их компетенцию, как указано в ежегодной статистической программе.

6. Другие производители официальной статистики обязаны демонстрировать способность и готовность принять регулирующие, административные, технические и организационные меры по защите конфиденциальных данных в строгом соответствии с требованиями статей 22-23 настоящего Закона.

7. Условия передачи данных оформляются документально в виде подписанного соглашения. Перечень передачи данных публикуется в соответствии с официальным запросом.

Статья 25. Доступ к индивидуальным данным в исследовательских целях

1. Производители официальной статистики имеют право в соответствии с официальным запросом предоставлять доступ к своим индивидуальным данным в целях проведения независимых исследовательских работ.

2. Данные, предоставляемые в исследовательских целях, не должны содержать идентификаторы и ограничиваются сведениями, необходимыми для исследовательских целей.

3. До получения разрешения на предоставление доступа к индивидуальным данным, защищаемым принципом статистической конфиденциальности, председатель Национального статистического комитета или другие производители должны убедиться, что получающая сторона имеет техническую инфраструктуру и организационные рамки для защиты конфиденциальных данных в соответствии с настоящим Законом.

4. В случае выдачи разрешения все лица, которые будут осуществлять работы с данными в рамках исследовательского проекта, подписывают договор, согласно которому они обязуются:

1) не предпринимать попыток произвести идентификацию физических, юридических лиц или домохозяйств любым способом, в том числе путем сопоставления данных с другими персональными данными;

2) не раскрывать индивидуальные данные неуполномоченным лицам или использовать их в целях, отличных от целей, указанных в запросе;

3) не раскрывать никакие агрегированные показатели, рассчитанные на основе индивидуальных данных, которые могут позволить косвенную идентификацию единиц;

4) указывать источник во всех опубликованных материалах;

5) уничтожить индивидуальные данные по завершении исследовательского проекта.

5. Цена за подготовку данных для исследовательских работ устанавливается производителями официальной статистики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

6. Перечень конфиденциальных данных, используемых в исследовательских целях, предоставляется в соответствии с официальным запросом.

Статья 26. Обязательство по соблюдению конфиденциальности

1. При принятии на себя соответствующих функций или вступлении в договорные отношения в области официальной статистики обязательство по соблюдению конфиденциальности подписывается:

1) всеми штатными и временными сотрудниками Национального статистического комитета, а также другими производителями официальной статистики;

2) лицами, не относящимися к национальной статистической системе, но участвующими в переписных и исследовательских работах;

3) любыми другими лицами, имеющими разрешение на доступ к данным, защищаемым принципом статистической конфиденциальности.

2. Данное обязательство продолжает действовать в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, даже после прекращения ими исполнения функций.

Статья 27. Договорные отношения с третьими лицами

1. Производители официальной статистики могут вступать в договорные отношения с третьими сторонами только при условии обеспечения полной статистической конфиденциальности и в соответствии с законодательством о государственных закупках, государственном социальном заказе и государственно-частном партнерстве.

2. Условия для третьих лиц, фиксируемые в договоре, должны гарантировать, что любые конфиденциальные данные, к которым третьи лица могут получить доступ, будут строго защищены от разглашения, использоваться исключительно в статистических целях и только в течение срока, указанного в договоре, а также уничтожены не позднее срока прекращения действия договора.

Глава 7. Качество, распространение официальной статистики и статистические услуги

Статья 28. Обязательства по обеспечению качества официальной статистики

1. Производители официальной статистики на постоянной основе оценивают и улучшают качество официальной статистики на предмет ее релевантности, точности, надежности, своевременности, пунктуальности, прозрачности, ясности, сопоставимости и сравнимости.

2. В целях предоставления гарантии качества разработка, производство и распространение официальной статистики осуществляются на основе единых стандартов и согласованных методик, касающихся охвата, концепций, определений, единиц и классификаций официальной статистики. Эта работа проводится в соответствии с основополагающими принципами официальной статистики и международно согласованными статистическими стандартами и рекомендациями.

3. В целях улучшения качества официальной статистики производители официальной статистики имеют право редактировать и проверять данные, комбинировать данные из различных источников, осуществлять увязку и сопоставление индивидуальных данных исключительно в статистических целях, а также использовать статистические методы оценки для устранения пробелов.

4. Производители официальной статистики обязаны:

1) документировать стандартным образом источники и методы, используемые в производственном процессе, а также итоговые наборы статистических данных;

2) сообщать пользователям обо всех источниках и методах статистического производства, а также о качестве официальной статистической информации посредством использования метаданных.

Статья 29. Оценка качества официальной статистики

1. Производители официальной статистики на регулярной основе обеспечивают активное взаимодействие с респондентами в целях улучшения обратной связи и проводят консультации с пользователями по вопросам качества данных;

2. Производители официальной статистики могут сотрудничать с научным сообществом в целях оценки и совершенствования статистической методологии и поощрять проведение аналитических работ с использованием официальной статистики.

Статья 30. Выпуск статистических данных

1. Официальная статистика распространяется на основании равного и одновременного доступа пользователей, а также принципов, изложенных в статье 5 настоящего Закона.

2. Каждый производитель официальной статистики разрабатывает и публикует предварительный календарь выпуска данных, в котором указываются запланированные сроки выпуска публикации официальной статистической информации.

Производители официальной статистики обязаны заранее информировать пользователей об отклонениях от сроков, предусмотренных предварительным календарем выпуска данных и указывать новую дату их выпуска.

3. Публикации данных официальной статистики сопровождаются метаданными и пояснительными комментариями, доступ к которым предоставляется всем пользователям на бесплатной основе. Производители официальной статистики устанавливают цену на дополнительные печатные публикации и другие материалы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. В процессе выпуска статистических данных проводится четкое разграничение между официальной статистикой и другими статистическими данными.

5. Ошибки, обнаруженные в опубликованных данных официальной статистики, подлежат исправлениям, которые доводятся до сведения пользователей в кратчайшие сроки.

6. Пользователи при использовании данных официальной статистики и соответствующих метаданных обязаны ссылаться на их источник.

Статья 31. Политика распространения

1. Национальный статистический комитет во взаимодействии с другими производителями официальной статистики определяет:

1) политику скоординированного распространения официальной статистики с использованием прозрачных процедур для применения ее в масштабе всей национальной статистической системы;

2) использование единой терминологии для распространения всей официальной статистики.

2. Предварительные выпуски статистических данных, подлежащие в дальнейшем пересмотру, отмечаются как условные или временные.

3. Об отдельных пересмотрах, обусловленных изменениями в методологии, общественность уведомляется публично и заблаговременно.

Статья 32. Оказание услуг статистической обработки

1. Производители официальной статистики имеют право по запросу заказчиков оказывать услуги статистической обработки, используя имеющиеся в их распоряжении данные.

Услуги статистической обработки не должны ставить под угрозу производство и качество официальной статистики, а также ее репутацию.

2. Расходы за услуги статистической обработки заказчики несут в соответствии с реестрами государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством Кыргызской Республики.

3. Общественность информируется об услугах статистической обработки, оказываемых на регулярной основе. Результаты любых статистических услуг, оказываемых без взимания платы, включая метаданные, носят общедоступный характер.

4. Результаты услуг статистической обработки не рассматриваются в качестве официальной статистики.

5. На оказание услуг статистической обработки распространяется действие статей 21-29 настоящего Закона.

Статья 33. Оказание услуг по сбору данных

1. Производители официальной статистики могут дать согласие на сбор дополнительных данных по запросу государственных органов, органов местного самоуправления и международных организаций, в случае отсутствия угрозы производства и качества официальной статистики, а также ее репутации.

2. Расходы за услуги по сбору данных государственные органы, органы местного самоуправления и международные организации несут в соответствии с реестрами государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством Кыргызской Республики.

3. Перечень всех видов деятельности, связанных с оказанием услуг по сбору данных, приводится в отчете о выполнении ежегодной статистической программы.

4. Результаты услуг по сбору данных не рассматриваются в качестве официальной статистики.

5. Предоставление ответов на вопросы обследований, проводимых в целях оказания услуг по сбору данных согласно настоящей статье, не может быть объявлено обязательным для респондентов.

6. На оказание услуг по сбору данных распространяется действие статей 21-29 настоящего Закона.

Статья 34. Международные отношения Национального статистического комитета

1. Национальный статистический комитет вправе устанавливать и поддерживать международные отношения с государственными органами иностранных государств и их международными организациями, занимающимися вопросами статистики, а также заключать с ними соглашения о сотрудничестве.

2. Национальный статистический комитет и другие производители официальной статистики в пределах своей соответствующей компетенции активно участвуют в международной деятельности по разработке и внедрению статистических стандартов и рекомендаций.

3. Национальный статистический комитет в рамках своей компетенции осуществляет деятельность по координации взаимодействия государственных органов по вопросам передачи данных официальной статистики международным организациям и организациям других стран в соответствии с законодательством в сфере международных отношений.

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об официальной статистике

Нарушение норм, содержащихся в настоящем Законе, влечет ответственность в соответствии с уголовным законодательством и законодательством Кыргызской Республики о проступках и нарушениях.

Статья 36. Невыполнение обязательств по предоставлению данных

Любой респондент, обязанный предоставлять данные, но который их намеренно не предоставляет, несмотря на полученное напоминание, или который намеренно предоставляет искаженные данные, может быть подвергнут штрафу в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях.

Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного года со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

3. Национальному статистическому комитету в 3-месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

1) внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики комплекс мер по передаче данных статистического регистра о юридических лицах, филиалах (представительствах), об индивидуальных предпринимателях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в ведение соответствующих государственных органов Кыргызской Республики;

2) провести организационно-методологическую работу по разъяснению применения настоящего Закона;

3) принять иные меры, вытекающие из настоящего Закона.

4. Установить, что в срок до 1 января 2025 года действие настоящего Закона не распространяется на предоставление Национальным статистическим комитетом данных из статистического регистра о юридических лицах, филиалах (представительствах), индивидуальных предпринимателях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по следующим показателям:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя или полное, сокращенное (в случае наличия) наименование юридического лица;

2) общий идентификационный код предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (ОКПО);

3) юридический адрес (местонахождение);

4) номера телефона и факса, электронный адрес.

5. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" от 26 марта 2007 года № 40 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 3, ст.237);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" от 27 марта 2009 года № 85 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 3, ст.216);

3) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" от 22 февраля 2013 года № 27 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 2, ст.120);

4) статью 8 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (об упрощении процедур регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства) от 22 мая 2015 года № 115 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 5, ст.505);

5) статью 9 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 2 июля 2015 года № 142 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 7, ст.945);

6) статью 13 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" от 6 августа 2018 года № 88 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2018 г., № 7-8, ст.488).

 

Президент Кыргызской Республики

 

С.Жээнбеков

 

 

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

29 мая 2019 года

Последнее обновление: 20.08.2021, 14:43