Национальный Статистический Комитет: 


Закон о государственной статистике

    Первая страница | Указатель категорий данных | Программа Реформирования Статистики | ССП



ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики                                                            

 2 февраля 2007 года

 

            Целью настоящего Закона является создание правовых основ реализации единой государственной политики в области официального статистического учета, направленного на обеспечение полной, достоверной, научно-обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Кыргызской Республики

 

ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

государственная статистика - централизованная система сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации;

государственная статистическая деятельность - совокупность действий, связанных с проведением государственных статистических наблюдений, организацией и ведением государственной статистики, а также с разработкой, совершенствованием и использованием статистической методологии;

система государственной статистики - совокупность получаемых от респондентов первичных статистических и административных данных, формируемых субъектами официального статистического учета официальной статистической информации, являющихся частью информационных ресурсов страны, а также официальной статистической методологии и информационных технологий, обеспечивающих официальный статистический учет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

официальный статистический учет - государственная деятельность по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Кыргызской Республики и его предоставлению пользователям (распространению);

официальная статистическая информация - сводная (агрегированная) документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических и экологических явлений в Кыргызской Республике и ее регионах, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

формирование официальной статистической информации - информационно-аналитический процесс, включающий проведение статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, для получения официальной статистической информации;

субъекты официального статистического учета - органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

статистическое наблюдение - сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета;

форма статистического наблюдения - формуляр-образец статистического документа (бланк, вопросник, анкета) на материальном или электронном носителе, предназначенный для получения в установленном порядке на основе официальной статистической методологии первичных статистических данных;

официальная статистическая методология - совокупность научно-обоснованных методов, способов и правил, применяемых при формировании официальной статистической информации;

респонденты - органы государственной власти и органы местного самоуправления; юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные структурные подразделения, в том числе иностранные, находящиеся на территории Кыргызской Республики; физические лица, независимо от гражданства, находящиеся на территории Кыргызской Республики, или совокупность таких лиц;

первичные статистические данные - документированная информация количественной и качественной характеристике явлений и процессов, представляемая респондентами, или подобная информация, документированная непосредственно в ходе статистических наблюдений уполномоченными лицами субъектов государственной статистики;

административные данные – данные, полученные на основании наблюдений, проведенных органами государственной власти и управления (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления и другими юридическими лицами в соответствии с законодательством и с целью выполнения административных обязанностей и задач, отнесенных к их компетенции;

отчетно-статистическая документация - формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений;

конфиденциальная информация - статистическая информация, относящаяся к информации с ограниченным доступом, находящаяся во владении, пользовании или распоряжении отдельного респондента и распространяемая исключительно с его согласия или в соответствии с согласованными с ним условиями;

пользователь - юридическое или физическое лицо, использующее статистическую информацию.

 

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики в области

      государственной статистики 

            Законодательство Кыргызской Республики о государственной статистике основано на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих отношения в области государственной статистики, а также международных договоров Кыргызской Республикив области статистики.

            Если вступившими в установленном порядке в силу международными договорами и соглашениями, участником которых является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Кыргызской Республики, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Действие настоящего Закона

            Настоящий Закон определяет основные принципы установления, сбора, обработки, хранения, анализа, обобщения, представления и публикации данных о массовых явлениях и процессах, происходящих в экономической, демографической, экологической, социальной сферах жизнедеятельности республики, и является обязательным к исполнению всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, их ведомственной подчиненности и места нахождения, а также физическими лицами.

Статья 4. Государственная политика Кыргызской Республики

          в области статистики

            Государственная политика в области статистики, как составная часть социально-экономической политики Кыргызской Республики, направлена на обеспечение статистической информацией на основе единой научно-обоснованной методологии, сопоставимости ее с международной статистикой для удовлетворения потребностей органов управления, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации и широких слоев населения в необходимых статистических данных, характеризующих состояние и тенденции развития экономики республики, хозяйственные взаимосвязи на всех уровнях, структурные сдвиги и эффективность производства, осуществление экономической, социальной, демографической и экологической политики.

            Государство создает единую систему первичного учета и статистики, осуществляет руководство этой системой, определяет содержание и характер статистической деятельности на всей территории республики.

            В целях осуществления контроля реализации государственной политики в области статистики, обеспечения принятия скоординированных решений в этой сфере, поддержки государственных статистических служб создается Совет по статистике.

            Совет по статистике является коллегиальным совещательным органом, функционирующим на общественных началах.

            Состав Совета по статистике и положение о нем утверждаются Президентом Кыргызской Республики.

Статья 5. Основные требования, предъявляемые       к государственным органам, 

осуществляющим       статистическую деятельность 

            Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие официальный статистический учет, обязаны обеспечивать:

            достоверность, целостность, полноту и своевременность официальной статистической информации;

            рациональный выбор источников данных для формирования официальной статистической информации с учетом обеспечения ее достоверности, полноты, целостности и своевременности, а также минимизации нагрузки на респондентов;

            применение научно-обоснованной статистической методологии, соответствующей требованиям международных стандартов и принципов официальной статистики, законодательства Кыргызской Республики;

            доступность и открытость официальной статистической информации, а также применяемой статистической методологии в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики;

            конфиденциальность первичных статистических данных в процессе их сбора, обобщения и использования в целях формирования официальной статистической информации;

            применение единых стандартов в использовании информационных технологий и государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации, их сопоставимость и взаимодействие в едином информационном пространстве Кыргызской Республики;

            соответствие статистических показателей стандартам, используемым в международной практике;

   сохранность и безопасность официальной статистической информации.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 6. Ведение государственной статистики

            Государственная статистическая деятельность осуществляется органами государственной статистики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и задачами, отнесенными к их компетенции, на принципах профессиональной независимости и самостоятельности.

            Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений граждан, должностных и иных лиц в государственную статистическую деятельность не допускается.

Статья 7. Источники статистической информации

            С целью производства официальной статистической информации органы государственной статистики могут использовать следующие источники информации:

            первичные статистические данные о респондентах, подлежащих статистическому наблюдению;административные данные органов государственной власти и органов местного самоуправления, других юридических лиц;

            банковскую и финансовую статистику, статистику платежного баланса;

            статистическую информацию международных организаций и статистических служб других стран;

            оценки и расчеты, осуществляемые на основании указанных выше данных.

            Органы государственной статистики решение о выборе источника статистической информации принимают самостоятельно с учетом качества информации и своевременности ее представления, расходов по сбору и обработке информации, а также обязанностей респондентов, возникающих в связи с этим.

Статья 8. Государственные статистические наблюдения

            Государственные статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики посредством сбора статистической отчетности, проведения одноразовых учетов, переписей, опросов, выборочных и иных обследований.

            Государственные статистические наблюдения могут быть сплошными, когда наблюдение осуществляется за всеми единицами изучаемой совокупности, и выборочными, когда наблюдение осуществляется за отдельными единицами изучаемой совокупности.

            Государственные статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики в соответствии с Программой статистических работ, утверждаемой Правительством Кыргызской Республики, или по отдельным решениям Правительства Кыргызской Республики.

            К проведению крупных и особо важных государственных статистических наблюдений (переписей) могут привлекаться на договорной основе работники предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Кыргызской Республики.

            Государственные статистические наблюдения по охвату показателей могут быть общегосударственными, отраслевыми, ведомственными и территориальными, а также секторальными (по отдельным отраслям экономики).

            Государственные статистические наблюдения, включающие данные о расовой принадлежности и вероисповедании, политических взглядах и нарушающие тайну личной жизни граждан, запрещаются.

            Органами государственной статистики могут проводиться другие (негосударственные) статистические наблюдения, в том числе на платной основе, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Единый государственный регистр статистических единиц

            Основой для осуществления государственных статистических наблюдений является Единый государственный регистр статистических единиц Кыргызской Республики, представляющий собой систему сбора, накопления и обработки данных о юридических лицах, их филиалах, отделениях, представительствах и других структурных подразделениях, находящихся на территории Кыргызской Республики, а также о юридических лицах, их филиалах, отделениях, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся за пределами Кыргызской Республики и созданных при участии юридических и физических лиц Кыргызской Республики.

            Положение о Едином государственном регистре статистических единиц Кыргызской Республики утверждается Правительством Кыргызской Республики. Создание и ведение Единого государственного регистра статистических единиц Кыргызской Республики, разработка организационных и методологических принципов его функционирования осуществляются органами государственной статистики.

            Для хозяйствующих субъектов, не прошедших регистрацию в Едином государственном регистре и не получивших соответствующего идентификационного кода на основе Единого классификатора предприятий и организаций, открытие банковских счетов и осуществление ими банковских финансовых операций не допускается.

ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 10. Система органов государственной статистики  Кыргызской Республики

 

            Систему органов государственной статистики Кыргызской Республики составляют:

            Национальный статистический комитет Кыргызской Республики;

            территориальные органы государственной статистики, создаваемые Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в областях, городах и районах и подчиненные ему;

            подведомственные органы государственной статистики - предприятия, организации и учреждения, создаваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики для осуществления его функциональных задач и находящиеся в сфере его управления.

            Национальный статистический комитет Кыргызской Республики подотчетен Президенту Кыргызской Республики, действует на основании Конституции Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики и Положения, утверждаемого Президентом Кыргызской Республики.

Статья 11. Задачи органов государственной статистики

            Задачами органов государственной статистики являются:

            реализация государственной политики в области статистики;

            сбор, обработка,  анализ и распространение статистической информации о массовых экономических,  социальных, демографических, экологических явлениях и процессах, происходящих в Кыргызской Республике и ее регионах;

            обеспечение качества и своевременности статистической информации;

            обеспечение доступности и открытости статистической информации, ееисточников и методологии составления;

            разработка, совершенствование и внедрение научно-обоснованной статистической методологии;

            обеспечение разработки, совершенствования и внедрения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, используемой для проведения статистических наблюдений; создание и ведение Единого государственного регистра статистических единиц;

            координация действий органов государственной власти, органов местного  самоуправления и других юридических лиц в вопросах организации сбора и использования административных данных;

            обеспечение взаимодействия государственной статистической информационной системы с информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления, международных организаций и статистических служб других стран для взаимного обмена информацией;

            внедрение новейших информационных технологий по обработке статистической информации;

            обеспечение надежной защиты и хранения статистической информации.

Статья 12. Права органов государственной статистики

            Органы государственной статистики имеют право:

            принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам статистики, учета и отчетности, обязательные для исполнения всеми субъектами, на которых распространяется действие законодательства Кыргызской Республики о государственной статистике;

            получать бесплатно от всех респондентов, включая центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, подлежащие статистическому наблюдению, статистические данные, данные бухгалтерского учета и другую информацию, необходимую для осуществления статистических наблюдений, в том числе информацию с ограниченным доступом, получаемую с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики, а также объяснения, прилагаемые к ним, в порядке и сроки, установленные Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики;

            изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность статистических данных, представленных респондентами, а также проводить проверки достоверности статистических данных на местах;

            требовать от респондентов внесения исправлений в статистическую отчетность, другие статистические формуляры в случае выявления искажений статистических данных. Искажением статистической отчетности считаются данные, которые завышены (занижены), а также ошибки, которые допущены вследствие незнания учета и его методологии. В случае невыполнения такого требования в определенные сроки, органы государственной статистики могут самостоятельно вносить необходимые исправления с последующим уведомлением об этом респондентов;

            привлекать в установленном порядке к разработке государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации соответствующие органы исполнительной власти;

            разрабатывать и утверждать государственные классификаторы;

            осуществлять сотрудничество с международными организациями и статистическими службами других стран;

            рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания и штрафы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об административной ответственности;

            проводить статистические  наблюдения  и  предоставлять  услуги  на платной основе,  комментировать неправильное использование или толкование статистической информации.

 

Статья 13. Обязанности органов государственной статистики

            Органы государственной статистики обязаны:

            организовывать и проводить статистические наблюдения за экономическими, социальными и демографическими процессами, экологической ситуацией в республике и ее регионах;

            предоставлять органам государственной власти и  органам местного самоуправления статистическую информацию в объемах, по формам и в сроки, определяемые Программой статистических работ или отдельными решениями Правительства Кыргызской Республики;

            обеспечивать распространение статистической информации, издавать в соответствии с Программой статистических работ статистические сборники, публикации, бюллетени, обзоры, экспресс-информации и т.п., проводить пресс-конференции;

            разрабатывать и утверждать статистическую методологию и отчетно-статистическую документацию статистических наблюдений, а также типовые формы первичной учетной документации;

            обеспечивать респондентов отчетно-статистической документацией в cоответствии с Программой статистических работ;

            обеспечивать ведение Единого государственного регистра статистических единиц и присвоение субъектам хозяйственной деятельности идентификационных кодов;

            обеспечивать развитие и совершенствование технологии сбора и обработки статистической информации;

            обеспечивать накопление, хранение и защиту статистической информации, соблюдение ее конфиденциальности;

            осуществлять международные и межрегиональные статистические сопоставления, широко использовать международные статистические стандарты и рекомендации;

            предоставлять статистическую  информацию международным организациям, а также осуществлять обмен статистической информацией со статистическими  службами других стран в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики;

            принимать на себя обязательства о сохранении государственной тайны и нести персональную ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Планирование статистических работ и финансирование  деятельности 

органов государственной статистики

            В целях обеспечения государства и общества статистической информацией Национальный статистический комитет Кыргызской Республики при участии центральных органов исполнительной власти и других  заинтересованных органов ежегодно разрабатывает Программу статистических работ.

            Программа статистических работ утверждается Правительством Кыргызской Республики и выполняется за счет средств государственного бюджета.

            Статистические наблюдения, не включенные в Программу статистических работ, выполняются при наличии источников дополнительного финансирования или за счет средств заказчиков этих наблюдений.

            Органы государственной статистики содержатся за счет республиканского бюджета.

            Для развития органов государственной статистики могут использоваться другие средства, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Взаимоотношения органов государственной статистики с органами

        государственной власти и органами местного самоуправления

            Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, другие государственные органы, местные государственные администрации и органы местного самоуправления могут проводить государственные статистические  наблюдения и осуществлять сбор статистической отчетности.

            При этом методология и формы отчетной документации, связанные со сбором и использованием административных данных, подлежат обязательному согласованию в органах государственной статистики.

            Административные данные, полученные указанными органами, представляются органам государственной статистики бесплатно.

            Назначение и освобождение от должности руководителей областных, городских и районных органов государственной статистики производятся без согласования с главами местных государственных администраций и местного самоуправления.

 

ГЛАВА 4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

И  ХРАНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

  Статья 16. Предоставление первичных статистических данных

            Респонденты обязаны безвозмездно представлять органам государственной статистики первичные статистические данные, предусмотренные отчетно-статистической документацией.

            Состав, объемы и методология расчетов показателей, адреса и сроки представления статистической информации, указанные в отчетно-статистической документации, являются обязательными для всех респондентов и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.

Статья 17. Доступ к статистической информации и ее использование

            Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица имеют свободный доступ к агрегированнойстатистической информации. Им гарантируется возможность использования, распространения и хранения указанной статистической информации с целью реализации своих задач и функций.

            При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник.

Статья 18. Распространение статистической информации

            Распространение статистической информации, не являющейся государственной, статистической или коммерческой тайной, обеспечивается путем:

            систематической публикации ее в печатных изданиях;

            распространения ее средствами массовой информации;

            размещения ее на сайтах органов государственной статистики;

            непосредственного ее предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления, другим юридическим и физическим лицам.

            Бесплатное предоставление органам государственной власти и органам местного самоуправления статистической информации, предусмотренной Программой статистических работ, осуществляется согласно перечню бесплатных пользователей статистической информации, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики.

            Предоставление статистической информации по запросам юридических и физических лиц, не включенных в перечень бесплатных пользователей статистической информации, осуществляется на платной основе. Порядок исчисления и оплаты расходов, связанных с выполнением этих запросов, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 19. Обеспечение конфиденциальности статистической информации

            Статистическая информация, позволяющая прямо или косвенно установить конкретного респондента или определить первичные данные о нем, является конфиденциальной, и ее распространение запрещается или может быть осуществлено с согласия респондента и в соответствии с согласованными с ним условиями.

            Статистические данные о респондентах, полученные из общедоступных источников, не считаются статистической тайной.

            Физическим лицам обеспечивается свободный и бесплатный доступ к статистической информации, касающейся их лично.

            Статистическая информация, полученная органами государственной статистики в ходе статистических наблюдений, не может быть использована органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан, должностными и иными лицами для принятия решений по конкретному респонденту, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

            Все работники органов государственной статистики и временные работники, привлекаемые к проведению статистических наблюдений, обязаны соблюдать требования защиты конфиденциальности информации и за нарушение этого требования привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 20. Право собственности на статистическую информацию

            Статистическая информация, полученная в процессе государственных статистических наблюдений, является государственной собственностью Кыргызской Республики.

            Органы государственной статистики осуществляют оперативное управление этой собственностью, то есть владеют, используют и распоряжаются статистической информацией, определяют правила ее сбора, обработки, распространения, хранения, защиты и использования.

            Право собственности на статистическую информацию, полученную в ходе статистических наблюдений, проведенных за счет средств заказчика, определяется договорами на производство этой информации.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства

        Кыргызской Республики о государственной статистике

            За нарушение законодательства Кыргызской Республики о государственной статистике виновные лица несут ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики.

 

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

            Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев после опубликования.

            Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу:

            Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 2, ст.57);

            Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" (газета  "Свободные горы" N 60 за 9 сентября 1995 года);

            Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О государственной статистике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., N 8, ст.369).

            Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики                                                            К.Бакиев

г.Бишкек 26 марта 2007 г.

N 40