Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
Специальный стандарт распространения данных МВФ

Дата последнего обновления: 1/04/2008

Краткая методология
Индекс цен: Потребительские цены

Контактное лицо
 
Чуйков Николай Алексеевич,
Заведующий,
Отдел статистики цен
Национальный статистический комитет,
720033, Кыргызская Республика,
г. Бишкек,  ул. Фрунзе, 374
  Телефон : 996 312 625 825
  Факс : 996 312 660 138; 625-671
  Электронная почта : nsc_mail@stat.kg

 
I. Аналитическая структура, концепции, определения и классификации 
  • Определения: ИПЦ измеряет изменение общего уровня цен товаров и услуг фиксированной потребительской корзины, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного потребления.
  • Классификации: В расчете используется классификатор индивидуального потребления по целям (КИПЦ), который соответствует COICOP.
II. Охват данных
  • Охват населения: Все домашние хозяйства, проживающие в стране, за исключением лиц, находящиеся в специализированных учреждениях.
  • Географический охват: 7 областей и г.Бишкек. 
  • Охват статей: Все товары и услуги, покупаемые населением, имеющие ценовое выражение, за исключением товаров производственного назначения, подарков и подержанных вещей. Наблюдаются  342  товара (услуги) - представителя, которые классифицируются по 12 основным группам КИПЦ в местах покупок на  1496 предприятиях.
III. Методы ведения учета
  • Время учета: Сбор цен, осуществляется еженедельно до 25 числа каждого месяца.
  • Тип цен:  Потребительские (розничные) цены, фактически оплаченные покупателем за наличный расчет
IV. Характеристика основных источников данных 
  • Источники весов: В качестве весов используются данные  о структуре потребительских расходов населения, получаемые по итогам выборочных обследования домашних хозяйств за базисный год (2005). Для некоторых категорий индекса используются данные по структуре товаров, полученные после проведения специального обследований розничной торговли.
  • Период текущих весов:  с июля 2007г. по июль 2008г.
  • Частота обновления веса: Ежегодно
  • Выбор пункта (продажи): На основе объема закупки.
  • Размер выборки: Ежемесячный сбор до 45 000 котировок.
  • Методы сбора цен: Сбор осуществляется на бумажных носителях  при помощи персонального посещения базовых мест покупок.
  • Спецификация пункта (изделия): В инструкции представлена характеристика товаров и услуг, которая интерпретируется с определенной гибкостью и действует в текущем периоде до следующего пересмотра цен.
V. Методы формирования данных
  • Вычисление самых низких индексов: Индексы уровня статьи рассчитаны как отношение среднеарифметических цен.
  • Агрегаты: Для соединения элементарных индексов уровня используется формула Ласпейерса. При построении индекса среднее значение за предыдущий год равно 100 и текущие цены соотносятся с ценами этого года.
  • Выравнивание расходов и базовый год:  С июля 2007 по июль 2008 используются веса 2005г, соотнесенные с ценами этого года и приведенные к 100. В качестве точки отсчета по текущим  индексам принимаются данные за декабрь предыдущего года.
  • Связка заново взвешенных индексов с историческим индексом: Ценовой ряд текущего года цепным методом связывается с историческим рядом.
  • Отчетный период:  2005=100
VI. Другие аспекты
  • Обработка отсутствующих цен: Программа расчета включает процедуры по включению отсутствующих цен, используя ценовое движение равнозначного товара или группы.
  • Выбор замены пункта: Замене подвергаются товары и услуги недоступные длительное время. Предметы замены отбираются с должным вниманием обычно в конце года.
  • Регулирование разницы в качестве: Как и в случае замены используется метод перекрытия.
  • Введение новых позиций: Новые изделия обычно представляются в момент смены весов.
  • Сезонные предметы: При временном отсутствии товара принимается последняя наблюдаемая цена или используется ценовое движение равнозначного товара.
  • Проверка цен: Супервайзеры проводят периодически ревизию ценовых сборов.
  • Контроль обработки: Осуществляется автоматизированный и ручной контроль в различных структурах и периодах составления индекса. Специалисты контролируют индивидуальные индексы товаров и групп.
  • Сезонно корректируемые цены: Поправки на сезонные колебания не производятся.
 

>> начало