Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
Специальный стандарт распространения данных МВФ

Дата последнего обновления: 28/12/2012

Краткая методология
Внешний долг  

 


Контактное лицо
  Улугбек Маймеров 
Специалист
Отдел статистики государственного долга  
Управление государственного долга                  
Министерство финансов Кыргызской Республики
720040, Кыргызская Республика
г. Бишкек,  бульв. Эркиндик, 58
  Телефон : 996 312 625 917
  Факс : 996 312 62 32 22, 66 16 45
  Электронная почта : u.maimerov@minfin.kg

 
I. Аналитическая структура, концепции, определения и классификации 
  • Аналитическая структура: Концептуальные основы статистики внешнего долга, распространяемой в соответствии с  ССРД, изложены в  пятой редакции Руководства по платежному балансу (РПБ5) и издании Статистика внешнего долга: Руководство для составителей и пользователей (Руководство по внешнему долгу)Данные о валовом объеме обязательств по внешнему долгу на конец квартала представлены по следующим категориям: Правительство, органы денежно-кредитного регулирования, банки и другие сектора. Данные категории классифицируются по срокам (долгосрочный и краткосрочный долг) на основе первоначальных сроков, и по инструментам, в соответствии с Руководства по платежному балансу – долговые ценные бумаги (инструменты денежного рынка), торговые кредиты, займы, валюта и депозиты, другие долговые обязательства, а также по межфирменному кредитованию: данные по межфирменному кредитованию (обязательства, образованные в результате прямых инвестиционных отношений) определены отдельно без принадлежности к тому или иному сектору экономики; данные по долгу соответствуют данным, представленным в статистике по международной инвестиционной позиции. 
  • Определение: Валовой внешний долг – это фактическая (не условная) сумма всех неоплаченных обязательств, которые дебитор должен выплатить в виде основной суммы и процентов в будущем и которые являются задолженностью резидентов экономики перед нерезидентами.
  • Классификация: При учете внешнего долга в его состав включается государственный внешний долг, гарантированный Правительством внешний долг, долг органов денежно-кредитного регулирования и частный негарантированный Правительством долг, включая долг финансовых и нефинансовых корпораций.

    Классификация государственного внешнего долга, включающего гарантированный Правительством внешний долг, разработана Министерством финансов.

Классификация частного негарантированного Правительством внешнего долга разработана Национальным банком.

II. Охват данных
  • Охват внешнего долга: Данные по внешнему долгу охватывают все сектора экономики Кыргызской Республики, включая Правительство, органы денежно-кредитного регулирования, банки и другие сектора. В соответствии с ССРД, в состав внешнего долга включены прямые иностранные инвестиции.

    Внешний долг Кыргызской Республики в основной своей части представлен займами, полученными Правительством Кыргызской Республики от иностранных правительств и международных финансовых институтов. На данный момент нерезиденты не являются держателями государственных ценных бумаг.
  • Географический охват: Данные по внешнему долгу охватывают весь Кыргызстан без исключения.  
III. Методы ведения учета
  • Перевод в расчетные единицы: Национальный банк Кыргызской Республики ведет учет внешнего долга в валюте заимствования, а также в долларах США. Учет неоплаченного долга в долларах США ведется по учетному курсу НБКР на дату составления отчета. Как правило, операции по обслуживанию внешнего долга (оплата основной суммы и процентов) осуществляются НБКР по средневзвешенному курсу на момент осуществления платежа.
    Учет внешнего частного негарантированного долга ведется на основе данных, представляемых  Национального статистического комитета Кыргызской Республики и коммерческими банками. 

  • Оценка: Долговые ценные бумаги оцениваются по номинальном стоимости, определяемой при их выпуске, торговые долговые ценные бумаги оцениваются по рыночной стоимости.

  • Время отражения в учете: При учете внешнего долга используется метод начисления.

IV. Характеристика основных источников данных 
  • Долговые ценные бумаги: Источником данных по категории «долговые ценные бумаги» являются Министерство финансов, коммерческие банки, нефинансовые корпорации и Национальный банк.
  • Торговые кредиты: Источником данных по категории «торговые кредиты» является Национальный статистический комитет, данные представляются на ежеквартальной основе
  • Займы: Источником данных по категории «займы» являются Министерство финансов, Национальный банк, Национальный статистический комитет и коммерческие банки. Национальный банк, как финансовый агент Правительства Кыргызской Республики может выполнять агентские функции, связанные с обслуживание внешнего долга Правительства, также Национальный банк ведет учет негосударственных займов, не имеющих государственной гарантии
  • Наличные деньги и депозиты: Источником данных по категории «наличные деньги и депозиты» является Национальный банк Кыргызской Республики, коммерческие банки.
  • Другие долговые обязательства: Данные по отсрочке выплат по внешнему государственному долгу представляются Министерством финансов и Национальным статистическим комитетом.
  • Гарантированный Правительством долг: Источником данных по гарантированному Правительством долгу являются Министерство финансов и Национальный статистический комитет.
Частный негарантированный долг: Учет частного негарантированного Правительством внешнего долга ведется Национальным банком в целях составления платежного баланса. Дополнительные данные представляются Национальным статистическим комитетом и коммерческими банками.

Министерство финансов при учете государственного внешнего долга использует программное обеспечение: Debt Tracking System (DTS). Национальный банк является пользователем указанного программного продукта.
V. Методы формирования данных
  • Учет внешнего государственного долга ведется Министерством финансов, которое в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики» является единственным агентом Правительства Кыргызской Республики по управлению государственным долгом, получающим внешние займы и выдающим государственные гарантии. Национальный банк Кыргызской Республики и Министерство финансов производят выверку данных по внешнему государственному долгу на регулярной основе.
  • Учет частного негарантированного Правительством внешнего долга ведется на основе отчетов предприятий-резидентов, формы которых разработаны Национальным банком, а также на основе регулярных отчетов, представляемых Национальным статистическим комитетом и коммерческими банками .
VI. Другие аспекты
  • График обслуживания внешнего долга составляется на один квартал вперед, дважды в год.
  • Финансовый год соответствует календарному.
 

>> начало